Хотя зима еще не скоро, многие владельцы автомобилей уже сейчас задумываются о приобретении комплекта на холодное время года. Перед приходом зимнего сезона выгодно купить колеса в рассрочку, и выбор вариантов достаточно широк, поскольку мало кто готовится к сезонному «переобуванию» столь рано.
На зиму предлагаются шипованные или фрикционные покрышки, они же – так называемые «липучки». Шипы уместны далеко не всегда, в частности, во многих странах Европы такая резина запрещена, так что ездить на ней там не получится.
Фрикционные автошины хорошо себя проявляют в морозный сезон, благодаря своим особенностям. В то время как взаимодействие шипованных шин с дорогой базируется на сцеплении с помощью шипов и трении, в «липучках» задействуется только сила трения. Протектор фрикционных моделей впитывает либо удаляет тонкую водяную пленку, которая образуется между покрытой льдом поверхностью и резиной. Получается эффект сухого трения. Причем шины нагреваются достаточно, чтобы лед плавился − на нем остаются следы протекторного узора.
Протектор характеризуется множеством глубоких ламелей, которые обеспечивают качественное сцепление с зимней дорогой. Канавки качественно отводят влагу. За счет продуманного состава резиновой смеси автошины сохраняют эластичность даже в условиях суровых морозов. Производители нередко добавляют мелкие твердые включения, для улучшения фрикционных свойств: они работают как своеобразные микрошипы.
В чем плюсы и минусы «липучек»?
К достоинствам относятся следующие характеристики:
- Обеспечение хорошей управляемости машиной.
- За счет наличия канавок обеспечивается качественный отвод воды и противодействие скольжению. Эффективность на мокрой дороге высокая, в частности, это касается торможения.
- Стойкость к затвердеванию в условиях низких температур.
- Возможность удобной эксплуатации в межсезонье – можно поставить такие шины до первых морозов и заменить их летним комплектом в начале мая.
- Самоочищение протектора, так что передвижение по снегу безопасное, и владельцу авто не приходится заботиться о частой чистке покрышек.
- Низкий уровень шумности, отсутствие скрипа.
Если говорить о минусах, это:
- Необходимость в обкатке. Купить шины для автомобиля и сразу получить все ожидаемые свойства не удастся – чтобы они демонстрировали все свои преимущества, ламели должны «заточиться» в требуемом направлении. Во время обкатки нельзя выполнять резких маневров.
- В теплую погоду ухудшается управляемость, поскольку резина слишком мягкая. Поэтому теплая осень и весна – не сезон для «липучек».
- На укатанном снегу покрышки ведут себя неуверенно.
Кроме того, выпускаются два типа фрикционных шин – для европейской и скандинавской зимы. Их не стоит путать. Так, европейский тип отличается сдержанным рисунком протектора, подходит для грязи, луж и тающего снега, но неуместны в сильные морозы. Если предполагается передвижение в морозную погоду по гололеду и заметным слоям снега, следует заказать резину на авто, которая имеет более агрессивный узор, условно относящуюся к скандинавскому (нордическому) типу. У нордических модификаций сниженный индекс скорости до 160 – 190 км/ч, из-за плотного размещения ламелей и глубокого протектора.