РПЦ играет большую роль в формировании политики России – как агент спецслужб РФ. В 2009 году патриарх Кирилл во время визита в Киев потребовал, чтобы улицу Мазепы переименовали: он не хотел, чтобы Киево-Печерская лавра располагалась на улице с таким названием.
Предстоятель Православной церкви Украины митрополит Епифаний в эфире Пятого канала заявил, что патриарх Русской православной церкви Кирилл мог оказать влияние на президента России Владимира Путина при принятии решения о начале войны против Украины в 2014 году. А именно: убедить Путина, что украинцы ждут присоединения к России.
Патриарх Кирилл эти заявления митрополита Епифания от начала мая никак не прокомментировал. В РПЦ формирование независимой ПЦУ в 2019 году продолжают называть расколом, поддерживая в Украине связанную с Росссией Украинскую православную церковь Московского патриархата. Несмотря на российскую аннексию Крыма в 2014 году, Симферопольская и Крымская епархия остается в структуре УПЦ МП. При этом крымские священники периодически проводят молебны и ритуалы освящения с российскими военными или силовиками. В то же время под угрозой уничтожения остаются оба действующих храма ПЦУ в Крыму. О возможной роли РПЦ в событиях 2014 года, религиозных свободах в Крыму шла речь в эфире Радио Крим.Реалії.
Религиозный публицист, соучредитель «Центра религиозной безопасности» Татьяна Деркач высказала Крым.Реалии мнение, что Русская православная церковь, в том числе через свою Украинскую православную церковь Московского патриархата, действительно повлияла на события 2014 года.
– Я писала по этому поводу книгу, и стратегию начали прорабатывать еще в 2009 году. То есть на момент 2014-го Украинская православная церковь Московского патриархата к аннексии Крыма и попытке захвата Донбасса подошла, в общем-то, уже в полной боевой готовности. В самом прямом смысле слова! Это часть психологии в русского человека: есть святая Русь, соответственно, есть определенные геополитические планы объединить эту святую Русь, и, естественно, без санкции церкви это в принципе невозможно. Поэтому к 2014 году и на Донбассе, и в южных областях Украины практически все священники и храмы были готовы к тому, что состоится «возвращение Крыма в родную гавань». Это не была частная инициатива: в Крыму практически не было священников УПЦ МП, которые воспротивились бы аннексии и сказали ьы, что это незаконно.
Российские военные без опознавательных знаков в храме Андрея Первозванного в Керчи, 1 марта 2014 года
По данным Татьяны Деркач, когда в конце января 2014 года в Крым привезли реликвию «Дары Волхвов» – под охраной будущего «министра обороны» группировки «ДНР» Игоря Стрелкова – в Севастополе священники фактически вели пропаганду нарушения территориальной целостности Украины.
– Они подходили к участникам делегации и говорили, что все присутствующие молились о том, чтобы Крым вернулся в Россию. Священники были готовы принимать «зеленых человечков», для них это не было нашествием. На Донбассе было все же немного иначе: этот регион был более растворен в Украине, и там были те, кто оказался не в восторге от происходящего… Сейчас, хотя Симферопольская и Крымская епархия вроде как подчиняются Украинской православной церкви Московского патриархата, насколько я понимаю, в Крыму слово «украинский» остается токсичным – а на материке слово «московский». Поэтому они приняли решение играть на два фронта: в итоге Симферопольская епархия зарегистрирована непонятно в какой юрисдикции. При этом по российскому закону о свободе совести и религиозных организациях это невозможно: они обязательно должны указывать принадлежность к вышестоящий религиозной структуре.
Татьяна Деркач прогнозирует, что в итоге три епархии УПЦ МП в Крыму рано или поздно перейдут под официальный контроль РПЦ. Журналисты Крым.Реалии направили информационные запросы в Симферопольскую и Крымскую, Феодосийскую епархии и Севастопольское благочиние, а также в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Московского патриархата и пресс-офис УПЦ МП, но ответов на них не последовало. Редакция оставляет оставляет за представителями церкви право представить свою позицию в этом или последующих материалах.
Исполнительный директор «Института религиозной свободы» Максим Васин полагает, что ситуация с религиозными свободами во временно оккупированном Крыму и в отдельных районах Донецкой и Луганской областей существенно ухудшилась, начиная с 2014 года.
– Российская пропаганда использовала религиозный фактор одним из первых, говоря о якобы притеснениях православных верующих после победы Революции Достоинства: мол, будто бы сейчас какие-то радикалы придут и лишат православных их веры. На самом деле на оккупированных территориях общины Московского патриархата составляли большинство: и в Крыму и на Донбассе их было около 42% от числа всех религиозных общин. Они не нуждались в защите и чаще всего пользовались поддержкой местных властей. В Крыму вторым по численности религиозным сообществом были мусульмане – примерно треть, а на Донбассе треть составляли протестантские евангельские сообщества. В итоге все религиозные меньшинства и на Донбассе, и в Крыму подверглись прямым религиозным преследованиям и притеснениям со стороны российской оккупационной власти. Были даже пытки и убийства.
Максим Васин отмечает, что при этом общины УПЦ МП оказались в привилегированном положении, и в Крыму их автоматически перерегистрировали по российскому законодательству, в отличие от других.
Архиепископ Крымской епархии Православной церкви Украины Климент долгое время принципиально отказывался подавать документы на регистрацию своей общины, однако даже попытка это сделать не принесла результатов. Он рассказывает о масштабных притеснениях украинских верующих в Крыму.
– Это привело к тому, что мы потеряли почти все приходы: у нас было 49 религиозных организаций, на сегодня осталось шесть. Эти религиозные организации судятся с российской властью, дело рассматривается в Европейском суде по правам человека, но, тем не менее, мы смогли сохраниться и как-то продолжить богослужения в этих условиях. Из 22 священников у меня осталось четыре, и два священника временно приезжают на территорию Крыма. Что касается имущества, Московским патриархатом была захвачена церковь в Перевальном, и по этому факту, кстати, тоже идет судебный процесс в ЕСПЧ. Отмечу, что Верховная Рада приняла постановление, согласно которому УПЦ МП должна была перерегистрироваться. За невыполнение законов в России закрываются церкви, священников лишают права на служение. Почему нет таких же мер за невыполнение украинских законов? Думаю, если бы это делалось, была бы совсем другая ситуация.
Между тем российский публицист и священник Яков Кротов убежден, что РПЦ и до 2014 года, и сейчас играет большую роль в формировании политики России.
– Неявка патриарха Кирилла на торжественный обряд аннексии Крыма была лишь операцией прикрытия. В реальности он, начиная с 1993 года, вел активную пропагандистскую кампанию, которая шла немного вразрез с официальной риторикой Кремля. Это антизападничество, критика либеральных ценностей, критика демократии как неподходящей для России. Конечно, эта пропаганда тоже внесла свой вклад в последующую милитаристскую политику России по отношению к бывшим колониям СССР – Грузии, Молдове, Украине. В 2009 году патриарх Кирилл во время визита в Киев потребовал, чтобы улицу Мазепы переименовали: он не хотел, чтобы Киево-Печерская лавра располагалась на улице с таким названием. В итоге ее часть действительно переименовали в Лаврскую. Все это сопровождалось антиукраинской риторикой: мол, Украина это окраина России и не самостоятельная страна.
Таким образом Яков Кротов приходит к выводу, что РПЦ и лично патриарх Кирилл приняли активное идеологическое участие в грядущих аннексии Крыма и захвате Востока Украины.
– Уже накануне вторжения прошла акция по посещению со святынями разных украинских городов. В ходе этой акции, как позднее выяснилось, уже просто натуральные шпионы готовили провокации, которые потом развернулись, в том числе, в Одессе. Эти провокации должны были обозначить, что украинцы не хотят демократической власти, что они хотят быть под Кремлем и так далее. Это делалось именно по церковным каналам. Везут мощи, везут частицы святынь, а с ними едут штатные агенты контрразведки. Такое было и во время Второй мировой войны, но тогда все-таки с нацистами воевали… Я надеюсь что все-таки рано или поздно украинская часть православных, которые сейчас под Московской патриархией, объединятся с Православной церковью Украины. Я думаю, это неизбежно произойдет по мере ослабления военной экономической мощи Кремля и по мере улучшения качества жизни в Украине.
Тем временем 26 мая патриарх Кирилл заявил, что вмешательство политических деятелей в церковные дела для достижения геополитических целей является преступлением и в этом контексте указал, напротив, на события в Украине и «попытку разрушить единство Русской церкви в угоду геополитическим замыслам».
—
Владислав Ленцев, опубликовано в издании Крим.Реалії