Свіжі новини:

Санкции Украины, США и ЕС в связи с российской агрессией против Украины. Полная база данных юридических лиц –

Татьяна Гучакова, эксперт
Мониторинговой группы, председатель правления «Института черноморских
стратегических исследований».

Мы публикуем результаты достаточно долгой работы Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований, Майдана иностранных дел и интернет-издание BlackSeaNews по созданию синхронизированной базы данных юридических лиц, по отношению к которым введены санкции Украины, США и ЕС в связи с российской агрессией против Украины.

В полном объёме базу данных по состоянию на 1 февраля 2020 года можно посмотреть и скачать тут.

Правовая
база

Санкции США в связи с
российской агрессией против Украины были введены четырьмя указами президента:

Executive order № 13660 от 06.03.2014;

EO № 13661 от 16.03.2014;

EO № 13662 от 20.03.2014;

EO № 13685 от 19.12.2014.

На протяжении следующих
лет санкционные списки США активно дополнялись новыми фигурантами. Последнее
пополнение произошло 29 января 2020 года.

Европейские санкции
введены тремя постановлениями Совета ЕС:

Постановление Совета ЕС №
269/2014 от 17.03.2014;

Постановление Совета ЕС №
692/2014 от 23.06.2014;

Постановление Совета ЕС №
833/2014 от 31.07.2014.

Санкционные списки
Украины появлялись как решения СНБО и утверждались Указами Президента с разной
периодичностью, начиная с сентября 2015 года.

Последние действующие
указы:

№ 133/2017 от 15.05.2017;

№ 57/2018 от 06.03.2018;

№ 126/2018 от 14.05.2018;

№ 176/2018 от 21.06.2018;

№ 82/2019 от 19.03.2019.

К сожалению, логика
формирования украинских списков не является прозрачной и профессиональной на
взгляд наблюдателя. 

Некоторые предприятия
переносились из предыдущего списка в следующий (как есть – без отображения
изменений, которые произошли с этими предприятиями, без исправления
существующих ошибок), некоторые оставались в «старых» списках (кстати, по ряду
юрлиц срок действия санкций подходит к концу уже весной 2020).

Другого,
консолидированного, официального списка предприятий под санкциями Украины нами
не найдено.

Количество юридических лиц

Всего в списках
юридических лиц, которые находятся под санкциями Украины, США и ЕС, содержится
1270 предприятий, политических и милитарных организаций.

В приведённом в
приложении таблице – 1278 юрлиц, но 8 из них были исключены из украинских
списков в марте 2019 года. В частности, например, ОАО «Молдовский
металлургический завод» в Приднестровье. Почему? Вопрос к тем, кто готовил этот
Указ Президента.

На сегодня в украинском
списке содержится 1137 юридических лиц, в списке США – 469, ЕС – 68.

Читайте також:  Трохи про те, що не так з законопроектом про олігархів

Диаграмма 1. Количество юрлиц в санкционных списках

Если смотреть только на
количество юрлиц в списке санкций Украины, картина выглядит вроде бы неплохо.
Если не замечть ряд факторов, которые влияют на эффективность украинских
санкций. Про это – далее…

В списке санкций США в
нашу базу добавлено 10 предприятий, которые содержатся в других санкционных
программах:

• TCO (Transnational Criminal Organizations Sanctions
Regulations);

• Syrian Sanctions
Regulations;

• CYBER2.

Эти юрлица присутствуют
также в украинском списке.

В диаграмме 1 можно также
увидеть совпадения лиц в списках во всех комбинациях.

Кстати, про полную
синхронизацию украинских санкций с санкциями США, относительно которой
отчитывалась украинская власть в 2019 году, говорить, очевидно, рано. Тем паче,
что не попали в украинские списки наиболее серьёзные предприятия.

Активность
санкционных действий по годам

Первые санкции к
юридическим лицам по последствиям российской агрессии против Украины были
введены США 20 марта 2014. Последнее на это время «поступление» в нашу базу
санкций: российская «Транспортная компания «Гранд Сервис Экспресс» – оператор
железнодорожного сообщения с оккупированным Крымом, к которой введены санкции
США 29 января 2020.

Первое юрлицо в
санкционном списке ЕС появилось 12 мая 2014.

Первый санкционный список
Украины утверждён 16 сентября 2015.

Базовый закон «Про санкции»
принятый Верховной Радой 14 августа 2014, поэтому такое промедление со стороны
наиболее заинтересованной стороны с принятием первого решения про практическое
применение санкций выглядит странно…

Диаграмма 2. Добавление юридических лиц в санкционные списки по годам

В диаграмме можно увидеть
одно предприятие, которое попало под санкции до 2014 года, – это российское ООО
«Авуар», которое с 2013 года содержится в списке американской программы TCO как
транснациональная преступная организация.

В декабре 2015 юрлицо
ликвидировано, есть официальный правопреемник — ООО «Максимус», но … в мае
2018 ООО «Авуар» появилось в украинских списках.

Применение санкций
Украины против уже не существующих предприятий — к сожалению, не единичный
случай. В частности, обнаружено много нелогичностей и откровенных ошибок.

Например, в декабре 2016
года США ввели санкции против ООО «Росхимтрейд» (LLC RUSCHEMTRADE), которое
зарегистрировано в Ростове-на-Дону, занимается перевалкой нефти, нефтепродуктов
и химических грузов в порту Темрюк и входит в группу «Совфрахт-Совмортранс». В
марте 2019 при «синхронизации» санкций в украинском списке появилось ООО
«Русхимтрейд», которое зарегистрировано в Нижегородской области.

Читайте також:  Дело Фирташа — это дело Кремля

По реквизитам ООО
«Газпром трансгаз Махачкала», которое попало под американские санкции в
сентябре 2016 года, в украинский список в мае 2018 добавлено предприятие ООО
«Кизилюст», которое вообще не существует.

А вот ПАО «Газпром нефть»
содержится в американских и европейских списках с сентября 2014 года. Украина
добавила в мае 2018 … московский филиал ПОА «Газпром нефть». Это похоже на
замечательное «ноу-хау»: в списке уже есть громкое название, но филиал — это не
юрлицо… Таких примеров, к сожалению, немало.

Вообще, начиная с 2017
года санкционная политика Украины (в количественном выражении) резко
активизировалась, но качество подготовки списков не менялось.

Страны
и регионы размещения предприятий

Большинство юридических
лиц (67%), относительно которых применены санкции в связи с российской
агрессией против Украины зарегистрированы в РФ.

Диаграмма 3. Разделение юридических лиц по странам и регионам

В американском списке
предприятий с российской регистрацией 76%, в украинском — 68%, в списке ЕС —
44%.

Много (14% от общего
списка) предприятий, расположенных в оккупированном Крыму и
перерегистрированных по российскому законодательству.

9% — предприятия —
резиденты Украины, которые тем или иным образом связаны с
государством-агрессором.

В украинском списке таких
предприятий 10%. Сюда входят, в частности, многочисленные представительства
российских предприятий сферы информационных технологий, что в целом является
логичным.

3% общего списка
составляют резиденты оккупированных частей Донецкой и Луганской областей.
Значительная часть их не являются субъектами экономической деятельности — это,
прежде всего, политические и милитаристские формирования.

Другие страны, резиденты
которых составляют 7% общего списка – это зарубежные (чаще — оффшорные)
реинкарнации российских предприятий.

Ликвидированные
предприятия

За время действия санкций
88 предприятий из списков было ликвидировано. В основном какие-то изменения
статуса предприятий заметны после введения против них санкций США.

Диаграмма 4. Ликвидация предприятий из санкционных списков по годам

Предприятия, которые содержатся в диаграмме как ликвидированные до 2014 года, — это юридические лица из украинского списка. Здесь нет ничего удивительного, это лишь наглядно демонстрирует включение в список несуществующих лиц.

«Рекордсменом» является
ООО «Стэм», в отношение которого были применены украинские санкции в марте
2019. Это предприятие ликвидировано еще в 2005-м.

В списке украинских
санкций содержится не менее 26 предприятий, добавленных в список уже после их
официальной «смерти».

Читайте також:  Ермаков, Гречин, Елагина, Бакуменко, Гордиенко - как работает преступная схема в Укрэксимбанке (расследование)

С ликвидацией
предприятия, в отношении которого применены санкции, его функция, послужившая
основанием для санкций, не исчезает — она передается другому юридическому лицу.
Обычно это является поводом для сложного расследования, но в случае, когда у
ликвидированного юрлица есть правопреемник, — он должен попасть в списки
«автоматически».

Из 88 ликвидированных
юрлиц 32 имеют официальных правопреемников, из них под санкциями только 11.

Есть еще интересные
нюансы:

• не менее 26 российских
предприятий вместо руководителей-физлиц имеют управляющие организации,
большинство — не под санкциями. Это тоже создает возможности для обхода санкций
и должно быть удобным случаем дополнить списки.

• даже выборочный анализ
показал, что многие владельцы крымских предприятий, в отношении которых введены
санкции, имеют официальный бизнес в Украине…

Краткие
выводы и рекомендации

Наши рекомендации
касаются прежде всего украинской власти. Мы надеемся, что хотя бы СНБО найдет
возможность отработать информацию нашей базы данных для исправления ошибок и
дальнейшей работы. Несмотря на большое количество юридических лиц в санкционных
списках Украины, мы вынуждены констатировать отсутствие в государстве
эффективного механизма работы с санкциями.

Отсутствие постоянно
действующего эффективного органа (подразделения), который отвечал бы за
качество списков, долгая и громоздкая процедура согласований приводят не только
к появлению раз в год списков, которые сразу нужно исправлять (но некому), но и
создают на каждом этапе коррупционные возможности.

В открытом доступе должна
быть полная и удобная для пользования база данных о лицах, находящихся под
санкциями. В законодательстве Украины нет механизма контроля выполнения санкций
и механизма ответственности за их нарушение. Совсем. Без законодательных
изменений, которые должны ввести эти механизмы, украинские санкции и в
дальнейшем будут играть в основном декоративную роль.

Собственно, предмет
санкций Украины (перечень конкретных ограничений по конкретному лицу) не был
предметом детального анализа в нашей работе, но и поверхностного взгляда
достаточно, чтобы видеть отсутствие логики и рекомендовать тщательно
пересмотреть санкционные ограничения для достижения эффективности санкций.

*   *   *

Мониторинг нарушений
международных санкций к РФ и правового режима на временно оккупированной
территории Крыма осуществляется при поддержке Европейской программы
Международного фонда «Возрождение».

Додайте свій відгук

%d блогерам подобається це: