Украина ведет переговоры с Великобританией, относительно приобретения для ВМСУ двух противоминных кораблей типа Sandown. Приобретение кораблей планируется за счет кредитных средств, предоставленных Соединенным Королевством на развитие Военно-Морских Сил ВС Украины. Что это за корабли и чем они могут быть нам полезны, разбирался «».
Еще в декабре прошлого года командующий ВМСУ контр-адмирал Алексей Неижпапа заявил, что на кредит от Британского экспортно-кредитного агентства в 1,25 млрд фунтов стерлингов, который планирует выделить Лондон на развитие украинского военного флота, он хотел бы приобрести шесть ракетных катеров и два тральщика.
Это поясняется тем, что после оккупации Россией Крыма в составе украинского флота числится единственный рейдовый тральщик «Геническ» постройки 1985 года, который не может обеспечить даже примитивную противоминную защиту. И вот в апреле 2021 года появились детали с указанием конкретного типа корабля — класс Sandown. На Западе такие корабли называют «минными охотниками». Они имеют корпус из прочного армированного стекловолокна, на который не реагирует магнитная мина. Мало того, все металлические агрегаты расположены таким образом, что не генерируют сильные магнитные поля.
Такой тральщик с помощью гидроакустической системы, состоящей из РЛС Kelvin-Hughes Type 1007 и буксируемой ГАС Plessey Type 2093, производит поиск минного поля или одиночной мины. После обнаружения происходит процесс разминирования. Но в отличии от тральной системы тут все намного сложнее.
Боевой расчет из оператора и двух гидроакустиков может использовать противоминный поисковый аппарат PAP-104 (на борту их два). Перед спуском аппарат снаряжают 90 кг зарядом. Транспортное средство оснащено различного вида осветительными приборами и цветными камерами для транслирования с помощью волоконно-оптического кабеля изображения объекта на корабль. Бомбу подрывают на расстоянии примерно пяти метров от мины, что вызывает ее детонацию.
Второй способ гораздо опаснее, поскольку им занимаются люди. Так, в составе экипажа тральщика есть пятеро специально обученных сапера-ныряльщика. Обнаружив мину, аквалангисты приближаются к ней, устанавливают взрывное устройство, затем поднимаются на поверхность и подрывают мину.
Стоит добавить, что скорость хода тральщиков этого типа составляет 13 узлов под дизелями и 6,5 узлов под электромоторами. Дальность плавания — 3000 миль при 10 узлах, а экипаж — 45 человек. Полное водоизмещение при длине в 52,5 метра и осадке в 2,3 метра составляет всего 484 тонны.
Всего на верфи Woolston компании Vosper Thorneycroft в 1988 – 2001 годах было построено 15 кораблей типа Sandown, в том числе три для военно-морского флота Саудовской Аравии. Наиболее «древние» корабли уже понемногу выводятся из боевого состава британского флота – так, Cromer постройки 1990 год уже переведен в разряд учебных, а три тральщика (1988, 1990 и 1992 годов) в 2007-2009 годах проданы Эстонии. Заметим, что общая цена контракта в ценах 2006 года составила 51 млн евро.
В целом тральщики этого типа считаются еще достаточно современными даже по нынешним меркам, однако явно требуют модернизации. Те же эстонцы в 2016-2017 годах потратили еще 30 млн евро на модернизацию этих кораблей компанией Thales (правда, сюда же вошли расходы на создание информационного центра противоминной борьбы и оказание компанией Thales помощи в подготовке специалистов для его работы). Тогда были установлены новые навигационные системы, гидроакустическая система «Тип 2193», а также устройство боевого управления и контроля M-CUBE.
Таким образом, если все-таки британские и украинские моряки договорятся, то цена покупки двух тральщиков будет достаточно большая – как минимум, 34 млн евро. Плюс, еще придется серьезно потратиться на их модернизацию за рубежом, поскольку у наших судостроителей уж точно нет таких возможностей. Нужно будет выделить и финансы на переобучение экипажей. А это, как показала эпопея с американскими Island, дело не простое. Причем, как оказалось, главное не только найти достойных моряков, но потом и удержать их на службе в ВМСУ.
В любом случае, тральщики типа Sandown — это достойный выбор, так как за годы службы они зарекомендовали себя как надежное и достаточно эффективное средство для борьбы с минами. Тральщики этого типа использовались в ходе противоминных операций Королевского флота в Персидском заливе, были привлечены к морской операции ЕС в Средиземном море для поддержания эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию. А кроме того, являются обязательным участником, например, британских антарктических миссий.
Появление сообщений о переговорах по покупке тральщиков может свидетельствовать об изменении общей концепции развития ВМСУ. Еще на этапе увлечения «москитным флотом» из катеров различного назначения, некоторые военные теоретики высказывали мнение, что реально противостоять российскому Черноморскому флоту может только флот из нескольких корветов с приданными тральщиками и ракетными катерами.
Вот такой флот уже мог бы не ограничиваться только обороной береговой линии, а имел бы реальные возможности для защиты собственного торгового флота и экономической зоны. Например, в том же Черном море есть достаточно большие разведанные запасы нефти и газа.
То есть ныне на турецкие деньги начинаются работы по реализации проекта постройки корветов по турецкому проекту (тут стоит сказать, что вряд ли страна потянет запланированные четыре и скорее всего остановимся на паре), а одновременно на британские — будет построено и куплено несколько современных ракетных катеров и тральщиков. Правда, все это кредитные деньги и отдавать их придется еще много лет, но безопасность никогда не стоила дешево.
Михаил Жирохов