За семь лет оккупации Крыма, санкций и торговой блокады завод «Крымский Титан» продолжает работать на полную мощность. Ранее сырье для завода поставляли из материковой Украины, но и сейчас завод без работы не остался, обеспечивая интересы оккупанта.
Об этом сообщает информационный портал сайта «Миротворец».
Для работы предприятия необходима ильменитовая руды. До оккупации ее поставляли на завод из Житомирской области. Но затем пришли оккупанты и поставки прекратились. Журналисты-расследователи уверяют, что поставки продолжаются, но теперь – по сложным схемам и с отключением навигации судов.
Например, 1 января 2021 года судно «ANNABELLA» начало загрузку ильменитовой рудой в украинском порту Черноморск. Загрузка продолжалось пять дней и уже 6 января, судно двинулось в Болгарию в порт Варна. Это всего в 430 километрах от Черноморска. В судоходстве такое расстояние считается очень коротким. К месту назначения «ANNABELLA» прибыла 7 января. На болгарском хранении груз пробыл до 26 января. Все это было заметно, благодаря порталу навигации marinetraffic.
Именно в этот день в порт зашло судно под сирийским флагом «LAODICEA». Загрузка продолжалось три дня. И уже 30 января, едва отойдя от болгарских берегов, LAODICEA выключила спутниковую навигацию АИС и исчезла с радаров. А уже 31 января, примерно в 10:30 по киевскому времени, это судно зафиксировали в Севастопольской бухте. Там ильменит разгрузили и железной дорогой отправили на завод «Крымский Титан».
С 2014 года, из-за российской оккупации, крымские порты официально закрыты. Но при этом они все равно работают.
В прокуратуре АР Крыма и Севастополя утверждают, что ввели систему заочного ареста таких судов, с перспективой их задержания в море путем международного сотрудничества. Но пока суда заходят в крымские порты.
Наибольшим добывателем ильменита в Житомирской области и в Украине является АО «Объединенная горно-химическая компания». И раньше, в сети уже появлялись публикации о том, что руда именно этого предприятия, через чешскую фирму Belanto Trade и поставляется в Крым. Хотя само предприятие и Фонд госимущества подобные обвинения отвергают.
Мест откуда «Крымский Титан» вообще может получать руду не так уж и много: Австралия, Бразилия, Канада, Швеция, Норвегия, Казахстан и Украина. Специалисты химико-технологического факультета Киевской политехники говорят, хоть иностранная руда и подходит для крымского производства, но ее длинные транспортировки, могут быть нерентабельными – из-за слишком дорогой логистики.
С 2014 года прокуратурой АР Крыма и Севастополя зафиксировано около 600 судов-нарушителей, незаконно заходивших в крымские порты. 50 из них уже заочно арестованы. Их капитанам грозит до 8 лет тюрьмы. Поймать такие суда непросто — в основном, они ходят под сирийским, или российским флагом и в ограниченный перечень портов. Ранее это были турецкие пристани, но, благодаря работе украинского МИДа и прокуратуры, эта схема уже закрыта. Также подобные мероприятия ведутся по портам Болгарии и Румынии. Но, судя по последнему ильменитовому рейсу судна «LAODICEA», поставщики вновь изменили схему. Теперь перевалку осуществляют в том числе и в Египте.
За семь лет оккупации, схем поставок ильменита на «Крымский Титан» было несколько. Сейчас, если упростить, маршрут выглядит так: в Черноморске, абсолютно легально, судно загружается рудой и идет в один из портов Болгарии, Румынии или Египта. Там ильменит перепродается и перезагружается на судно, которое находится под санкциями. А оно уже идет в Крым.
Эксперты говорят, что порты Турции, Болгарии, Румынии или Египта — это лишь перевалочные базы. Потому что в этих странах, ни добычи ильменита, ни соответствующего производства просто нет.
Напомним, ранее «» сообщал, что Фонд госимущества и Объединенная горно-химическая компания (ОГХК) продолжают поставлять ильменит на оккупированные территории. Журналисты выяснили, что предприимчивые дельцы осуществляют это через фирмы-прокладки.
Также сообщалось, что чешская компания «Belanto trade s.r.o» выкупит у Объединенной горно-химической компании (ОГХК) 50 тысяч тонн иршанского ильменита с дальнейшей его поставкой на «Крымский титан».