Шеф-редактор издания «Бизнес. Цензор» Сергей Головнев считает, что суть экономической агрессии РФ против Украины — ограничение поставок энергоносителей в кризисной ситуации. В другом санкционные меры обеих стран похожи: попытки ограничить импорт продукции с добавленной стоимостью, производство которой есть в собственной стране.
Об этом Головнев написал в своем аналитическом материале на «Бизнес. Цензор».
«Для чего Кремль пытается подавить экономику Украины? На поверхности основная стратегическая цель — показать, что демократия в постсоветской стране не может быть успешной, что выход из сферы влияния РФ приведет к падению экономики и снижение экономического уровня жизни», — констатирует эксперт.
Экономические меры РФ против Украины, по его словам, можно разделить на три основные группы мероприятий.
Первая — это запрет ввоза на территорию РФ украинской продукции с добавленной стоимостью. Это влечет за собой сокращение экспорта продукции перерабатывающей промышленности, уменьшение валютной выручки, рабочих мест, налогов, реальных доходов населения и т.д.
Вторая группа — это маневрирование поставками энергоносителей. Это наиболее действенное экономическое мероприятие, которое в отдельных отраслях в конкретный момент времени наносит большой вред Украине.
Сегодня Украина уменьшила зависимость от импорта углеводородов из РФ. Но до сих пор импортирует больше половины нефтепродуктов, антрацитовый уголь для ТЭС, коксующийся уголь для металлургии, примерно половину ядерного топлива для АЭС.
Перекрывая поставки в сложные для Украины моменты, Кремль рассчитывает на скачки цен для потребителей, расшатывает социальную стабильность в стране.
Третья группа — это персональные санкции для украинских юридических и физических лиц. С точки зрения эффективности, такие санкции дают мало результатов. А больше служат информационным проявлением экономической войны.
Впервые торговые ограничения правительство РФ ввело в декабре 2018 года постановлением №1716-83. Это постановление обновлялось в апреле 2019, январе и июне 2020 года.
Официально такое решение было ответом на «недружественные действия Украины».
Первые санкции по отношению к РФ Совет нацбезопасности и обороны Украины (СНБО) ввел своим решением в сентябре 2015 года после оккупации Крыма, а также боев за Иловайск и Дебальцево на востоке страны.
Это были персональные санкции в отношении физических и юридических лиц.
В декабре 2015 года Кабмин Украины своим постановлением №1147 утвердил перечень российских товаров, не подлежащих ввозу в Украину.
Российский документ о санкциях состоит из трех перечней. Первый — это товары, запрещенные к ввозу в РФ с территории Украины, включая реэкспорт и транзитные товары.
В него входят много товарных кодов с продовольственной группы: пшеница, подсолнечное масло, кондитерские изделия, хлеб, помидоры и другие овощи, фруктовые джемы и желе, соки, пиво, вино, спирт.
Вся эта продукция производится большим количеством украинских производителей. Например, Украина является одним из крупнейших экспортеров зерна и подсолнечного масла в мире.
Интересно, что российские санкции периодически приводят к удорожанию продовольственных товаров для потребителей в самой РФ.
Также под запрет украинского импорта подпадают коды из сферы медицинского оборудования, женские прокладки, детские подгузники, бумага и картон, обои, мебель, одежда: майки, носки, белье, гольфы, костюмы, обувь.
Кроме того, запрещена к продаже продукция из стали: радиаторы отопления, эмалированная посуда, котлы. Все это Украина производит, имея развитую металлургию. Объем производства стали в Украине составляет около 21 млн тонн в год.
Например, эмалированную посуду производит завод из группы Interpipe Виктора Пинчука в Днепре.
Также запрещена машиностроительная продукция: турбины, насосы, сельскохозяйственная техника, электрические трансформаторы.
Оборудование для электростанций изготавливают крупные государственные предприятия Турбоатом и Электротяжмаш.
Второй перечень постановления правительства РФ содержит товары, запрещенные к вывозу из РФ в Украину. В этот список входит сырая нефть и производные от нее продукты, за исключением моторных топлив.
Следует отметить, что Украина никогда и не импортировала нефть из РФ в больших объемах. В Украине нефть перерабатывает единственный нефтеперерабатывающий завод — Кременчугский НПЗ, которым оперирует Укртатнафта Игоря Коломойского.
К последнему перечню относятся российские товары, продажу которых в Украине регулируют квоты Минэкономики РФ. Это ручной рычаг для того, чтобы остановить их экспорт в любой момент, чем Кремль неоднократно пользовался.
Эти товары: уголь, кокс, бензины, дизельное топливо, автогаз и битум.
Антрацитовый уголь нужен украинским тепловым станциям, коксующийся уголь и кокс — металлургии. Битум — для строительства дорог. Нефтепродукты являются социально важными потребительскими товарами.
Кремль не отказался от продажи этой продукции, потому что украинский рынок — лакомый кусок для российских поставщиков. И в плане логистики и в плане премиальных цен.
Впрочем, в трудное для Украины время РФ ограничивает продажу энергоносителей, чем углубляет кризис.
Как РФ маневрирует поставками энергоносителей?
Самый показательный пример такого маневрирования — поставки угля на Луганскую ТЭС, которая входит в ДТЭК Рината Ахметова. Она расположена в городе Счастье Луганской области — на линии соприкосновения с так называемой ЛНР.
Во время военных действий 2014-2015 годов были перебиты линии электропередачи, которые соединяли ЛуТЕС с Объединенной энергосистемой Украины (ОЭС).
ЛуТЕС была вынуждена работать в режиме частичного энергоострова, чтобы обеспечить потребителей на севере Луганской области, которая находится под контролем Украины.
Так как обеспечение ЛуТЕС антрацитовым углем до войны осуществлялось через Луганск, этот путь был закрыт. Единственный путь подвоза угля — железнодорожная ветка с территории РФ.
По ней ДТЭК подвозил уголь на ЛуТЕС из собственного шахтоуправления «Обуховский» в Ростовской области РФ.
Чтобы соединить ЛуТЕС с ОЭС Украины еще с 2016 года оператор системы передачи НЭК «Укрэнерго» начал строительство подстанции «Креминская».
Но с июля 2019 года «Российские железные дороги» (РЖД) перестали предоставлять ДТЭК разрешения на транспортировку угля по территории РФ в ЛуТЕС.
Луганская область оказалась под угрозой отключения электроэнергии. ЛуТЕС перешла на сжигание более дорогого природного газа.
В июне 2020 была введена в эксплуатацию подстанция «Креминская», которая соединила ЛуТЕС с ОЭС. Таким образом, даже в случае остановки ЛуТЕС, потребители Луганской области могли получить электроэнергию.
А еще в конце мая РЖД предоставила разрешения на подвоз угля до ЛуТЕС, поэтому невозможность импорта угля из РФ уже никак не угрожала энергетической безопасности Луганской области.
Суть этого экономического давления — продавать энергоносители Украине во время стабильной ситуации и перекрывать их поставки, когда в них есть критическая потребность.
Другой кейс такого давления — отказ РФ либерализовать рынок природного газа. Как известно, с 2015 года Украина не покупает газ у России.
К тому же, продажа газа осуществлялась через монопольный контракт: единственный поставщик со стороны РФ (газпром) и единственный покупатель со стороны Украины — НАК «Нафтогаз Украины».
В октябре 2015 Верховная Рада утвердила закон «О рынке газа», предусматривающий свободный доступ к инфраструктуре всех участников рынка.
Сегодня законодательство Украины не запрещает любой компании — украинской или иностранной — покупать что-то у РФ на восточной границе. Но РФ не продает.
По политическим мотивам Кремль заинтересован, чтобы Украина покупала тот же российский газ из Европы, когда в его цене заложена стоимость транспортировки из РФ в европейские хабы и обратно — к западной границе Украины.
Таким образом цена газа для украинского потребителя становится дороже. Это усиливает социальную напряженность. Около 70% газа в Украине потребляется населением для отопления — напрямую или через теплоснабжающие компании.
Что касается персональных санкций против юрлиц, то первый документ с введением персональных санкций РФ против украинских юридических и физических лиц был издан в ноябре 2018 года — постановление Правительства РФ №1300.
Последняя итерация изменений состоялась в феврале 2021 года. Тогда список подсанкционных юрлиц был расширен с 75 до 84 строк.
Санкции предусматривают блокирование счетов, ценных бумаг и запрет на вывод капитала для указанных в перечне юридических и физических лиц.
Следует отметить, что для украинских компаний такие запреты не представляют большой угрозы. Для открытия счетов в РФ нужно иметь там хоть какое-то представительство. А в этом случае у компании возникнет больше проблем в Украине, чем в РФ.
Проанализировав перечень, Головнев пришел к выводу, что он составлен небрежно. Например, в него добавлены предприятия, которые уже давно не работают — Иршанский и Вольногорский филиалы государственной «Объединенной горно-химической компании» (ОГХК).
Они перестали работать еще с 2015 года, когда правительство прекратило договор их аренды со структурами Дмитрия Фирташа. В начале 2021 года даже завершился юридический процесс ликвидации этих юрлиц.
Еще один пример халатности — в перечень почему-то добавлен оператор газовых распределительных сетей «Черкассыгаз», который принадлежит бывшим менеджерам Фирташа Игорю Воронину и Юрию Величко. Черкасская область даже не граничит с РФ, а других операторов ГРС в перечне нет.
В постановлении правительства РФ указан некорректный код предприятия по ЕГРПОУ: 03361401. Настоящий код отличается на одну цифру: 03361402.
Нахождение в санкционном списке Кремля не мешает украинским предприятиям продавать свою продукцию в РФ.
Например, государственный Восточный ГОК, добывающий урановую руду в Днепропетровской области, через НАЭК «Энергоатом» поставляет ее российскому росатому для обогащения.
Уже упомянутый ОГХК продает титановое сырье российскому титановому холдингу.
В общем, существование этих персональных санкций, кроме информационного обеспечения агрессии РФ в сторону Украины, не ясно.
Как уже упоминалось, введение санкций против РФ Украина начала в конце 2015 года.
Последняя итерация состоялась в решении СНБО от 2 апреля 2021 года. Сегодня в санкционном списке Украины находятся 73 юридических лица, включая украинских резидентов.
Эффективность таких санкций примерно такая же, как и у персональных санкций со стороны РФ. Для российских компаний блокировки счетов и активов в Украине не имеют значения, потому что у них этого просто нет.
Более эффективны санкции СБНО против собственных украинских компаний. Хотя уместнее было это сделать через уголовные производства правоохранительных органов и суды.
Впрочем, эти санкции несопоставимы через несопоставимость экономик. За счет большего количества населения, огромного объема полезных ископаемых и большого ВВП, Россия значительно меньше страдает от потери рынков сбыта в Украине, чем наоборот.
А главное, перекрытием поставок любого товара Украина не может причинить РФ летального вреда. Зато РФ может сильно осложнить жизнь Украине, перекрыв поставки ядерного топлива, нефтепродуктов, или коксующегося угля.
В общем, суть экономической агрессии РФ против Украины заключается в перекрытии поставок важного сырья в кризисной ситуации. Если Украине удастся диверсифицировать поставки энергоносителей, летальные экономические санкции со стороны РФ станут невозможными.
Напомним, ранее «» сообщал, что Президент Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны, предусматривающее санкций против ряда российских компаний и организаций, среди которых россотрудничество.
Также, США продолжает выступать против «Северного потока-2». Администрация США рассматривает возможность введения очередного пакета санкций в связи с проектом «Северный поток 2».